Питание

Уважаемые родители! Предоставляем Вам ответы на вопросы касательно оплаты за питание в детском саду.

Ответы на оставшиеся вопросы Вы можете получить в Отделе по образованию Брестского райисполкома в рабочее время по адресу: улица В. Хоружей, д.2, кабинет руководителя группы питания.

Каковы денежные нормы расходов на питание?

Денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждении дошкольного образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317

с 1 сентября 2023 года расходы на питания воспитанников в учреждении дошкольного образования составили:

ясли (2-3 года) - 3,59

льгота 30% - 2,51; льгота 50% - 1,80

сад (3-7 лет) - 4,71

льгота 30% - 3,30; 50% - 2,36

свернуть

До какого числа текущего месяца можно произвести оплату за питание?

Оплата за питание в дошкольных учреждениях осуществляется родителями (законными представителями) ежемесячно до 25 числа текущего месяца на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования".

Руководители дошкольных учреждений обязаны принимать необходимые меры по обеспечению своевременной оплаты родителями (законными представителями) питания детей в дошкольных учреждениях.

Задолженность по оплате за питание детей взыскивается в порядке, определённом законодательством.

свернуть

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Произвести оплату за питание в учреждении дошкольного образования можно:

  1. через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.)
  2.  через банк
  3. через отделение почтовой связи.

Во избежании различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, обязательно распечатайте и сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.

Оплата за питание в детском саду производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все оплаты, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца и не будут соответствовать действительности.

Оплата за питание в детском саду производится до 25 числа текущего месяца. Руководители учреждений дошкольного образования обязаны принимать необходимые меры по обеспечению своевременной оплаты родителями (законными представителями) питания детей в дошкольных учреждениях.

Льгота по оплате за питание предоставляется ТОЛЬКО после предоставления всех документов. Справки на предоставления льгот должны обновляться ЕЖЕГОДНО в начале года.

Для родителей имеющих 2-х детей получающих дошкольное образование в РАЗНЫХ дошкольных учреждениях необходимо представлять документы (справки) подтверждающие зачисление в дошкольные учреждение и своевременно информировать руководителей о выбытии одного из дошкольных учреждений.

При выявленных фактах несвоевременного информирования производится перерасчёт (доначисление) с дня выбытия.

При оплате за питания воспитанников, пожалуйста, обращайте внимание и проверяйте после оплаты наименование организации, расчётные реквизиты, расчётный счёт управления образования. 

Разъяснение по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. №266 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. №307"

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

После принятия данного постановления:

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:
         военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
         военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

  • справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приёмных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Пример 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребёнка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Пример 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребёнка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребёнку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Пример 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребёнок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Пример 1. В семье воспитывается двое детей: один ребёнок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребёнок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Пример 2. В семье два ребёнка дошкольного возраста, один из которых приёмный. Оба ребёнка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приёмного ребёнка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребёнка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Пример 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приёмный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приёмного ребёнка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Пример 4. В семье два ребёнка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребёнка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребёнка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Пример 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй – специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребёнка снижается на 30 процентов, так как один ребёнок получает дошкольное образование, а второй – специальное образование на уровне дошкольного образования.

Пример 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребёнку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3-х лет). Второй ребёнок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребёнка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребёнок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчёта: завтрак - 30 процентов, обед - 40 процентов, полдник - 10 процентов, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчёта платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчёте платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребёнка.

свернуть

Правила здорового питания дошкольников

Наше самочувствие и настроение напрямую связаны с тем, как мы питаемся

Правило №1. Учите ребенка не набрасываться на пищу, кушать медленно. Лучше не доедать, чем переедать.

Правило №2. Включайте в рацион детей больше свежих и сырых продуктов, они намного полезнее , нежели полежавшие и приготовленные. Это касается прежде всего овощей и фруктов.

Правило №3. Составляйте меню своего ребенка в зависимости от времени года. Это важно. Если летом можно легко обходиться без мяса, то осенью и зимой – нет. Дело в том, что хлеб и мясо – источник энергии.

Правило №4. Не пересаливайте детские блюда и учите ребенка не запивать их во время еды, особенно шипучими напитками.

Правило №5. Не готовьте детям много и не доедайте блюда, приготовленные вчера. Несвежие блюда засоряют организм токсинами.

Питание детей дошкольного возраста должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Организация питания 

 Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, требует определенной системы работы, которая обеспечит качество этого важного режимного момента, индивидуализацию, сбалансированность, безопасность.

 Деятельность осуществляется с учетом следующих компонентов:   санитарно-гигиенического,  нормативного   оздоровительного и психологического.

Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением гигиенических и санитарных требований  к процессу приготовления пищи и содержанию пищеблока.

Нормативный компонент подразумевает выполнение    норм питания в соответствии с нормативными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.

Оздоровительный компонент  включает:

·  сбалансированное, безопасное  питание;  

·  индивидуализацию питания для детей, имеющих медицинские противопоказания,  избыточный вес, аллергические, гастроэнтерологические и прочие заболевания;

·   увеличение рациона питания в летний период на 10-15 %;

·   обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи, использованием индивидуальных приемов  руководства , формированием  мотивации у дошкольников к здоровой пище.  Здесь важно все: качество и эстетический вид предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

 Выполнение всех этих компонентов должно четко прослеживаться, где функции контроля отводится особая роль.

1. Входной контроль

(при поступлении продуктов питания):

-  наличие сопроводительных документов, наличие качественного удостоверения предприятия-изготовителя на продукцию с указанием даты выработки, сорта и категории, срока реализации, пищевой ценности ;

-  за качеством доставляемых продуктов;

-   за условиями транспортировки;

- последующими условиями хранения продуктов;

- состояние тары.

2.  Контроль за технологией приготовления пищи, качеством готовых блюд и кулинарных изделий.

- за отпуском продуктов из кладовой;

-  соблюдение работниками пищеблока правил обработки сырых и готовых продуктов;

- выполнение поточности технологического процесса;

-   за полной закладкой продуктов

-   за технологией приготовления;

-   контроль за выходом путем контрольного взвешивания

-   снятие пробы с оценкой органолептических показателей (запись в бракеражном журнале)

3.  Контроль за санитарным режимом пищеблока:

- расстановка оборудования в цехах;

-   наличие, достаточность,  исправность технологического и холодильного оборудования;

-   соблюдение принципа поточности при приготовлении пищи;

- оснащенность производственным инвентарем, кухонной и столовой посудой, разделочными досками;

- их маркировка, условия хранения;

- организация обработки тары, кухонной посуды и производственного инвентаря, наличие и использование моющих и дезинфицирующих средств,

-организация и качество мытья столовой, чайной посуды и столовых приборов.

- соблюдение режима уборки помещения;

- наличие и соблюдения графика генеральной уборки;

- наличие маркированного уборочного инвентаря, условия его хранения;

- соблюдение сроков прохождения медкомиссии, курса санитарного минимума;

- условия сбора и хранения пищевых отходов,

-соблюдение правил личной гигиены сотрудников пищеблока .

4. Контроль за качеством приготовления пищи и соблюдением натуральных норм

- планирование меню в соответствии с утвержденным 10 – дневным меню и рецептуре блюд;

-своевременность доставки продуктов питания, точность веса, количество и качество, ассортимент получаемых продуктов питания;

- правильность составления меню- раскладки;

- правильность определения нормы на каждого ребенка и указания нормы выхода блюд;

-  контроль за выполнением суточного набора продуктов (по накопительной ведомости один раз в 10 дней)

-  подсчет калорийности и соблюдения норм питания на 1 ребенка (один раз в месяц)

- коррекция питания соответственно фактическому количеству детей (добавок, возврат продуктов);

- соблюдение правильной закладки продуктов питания при приготовлении пищи;

- снятие остатков продуктов питания в кладовой, соответствие записям в журнале сырого бракеража   взвешенным продуктам

5. Контроль за организацией приема пиши

- соблюдение выдачи пищи с пищеблока согласно утвержденному графику по возрастным группам;

- соблюдение режима питания (кратность, длительность интервалов между приемами пищи);

-   условия приема пищи,  качество сервировки, культура еды;

- объемы и температура блюд, аппетит детей, наличие остатков пищи;

- организация питьевого режима.

Составление детских рационов питания

Питание в яслях-саду осуществляется на основе примерного 10-дневного меню, разработанного с учетом требований законодательных актов, морфологических и функциональных особенностей детского  организма. Меню составляется с учетом натуральных норм питания различной длительности пребывания, сезонности. При составлении меню учитывается, что одни продукты должны входить в рацион детей ежедневно, другие - 2-3 раза в неделю. Так в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, коровьего и растительного масла, сахара, хлеба. Допускаются отклонения+, - 10%.

Крупы, мясо, овощи, фрукты, как правило, входят в меню ежедневно, но в один день их можно давать несколько больше, а в другой несколько меньше нормы (в зависимости от приготовленного блюда), однако в течение декады количество этих продуктов должно быть использовано в полном объеме.

Такие продукты, как рыба, яйца, сыр, творог, сметана, можно давать детям не каждый день, но и здесь необходимо следить за полным расходованием установленных нормативов в течение 10 дней.

свернуть

Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста

Идеальный завтрак дома

И взрослые, и дети знают, что лучший завтрак – это ,конечно, каша. Но все ли едят ее утром? Пища из цельного зерна относится к продуктам питания , которые медленно усваиваются организмом и отлично стабилизируют уровень сахара в крови. Это замечательное свойство каш делает их незаменимыми в нашем рационе. Они особенно хороши в утреннее время., на завтрак, так как дают богатый заряд энергии. Каши богаты витаминами, минеральными веществами и клетчаткой. Наибольшую пользу принесет употребление в пищу самых разных каш. Каждая из них по – своему вкусна и полезна.

  • Ячневая крупа обладает оксидантным, омолаживающим эффектом , выводит тяжелые металлы. Богата селеном , витаминами группы В , протеином ( 322 ккал/100г.)
  • Манная крупа легко переваривается, быстро усваивается. Содержит протеин углеводы, белки (326 ккал/100г).
  • Пшенка уступает по ценности рису и гречневой крупе, но считается одной из самых вкусных. Способствует пищеварению. Повышенное содержание протеина, углеводов , витаминов (326 ккал/100г.)
  • Кукурузная крупа отличается наличием уникальных жиров , регулирующих уровень холестерина и витамина Е (325 ккал/100г).
  • Перловка мощный антиоксидант, количество селена в три раза выше ,чем в рисе. Содержит протеин, витамины группы В, минералы (323 ккал./100г.).
  • Рис белый восстанавливает обмен веществ, выводит из организма соли. Богат крахмалом, витаминами Р,Е,В (323 ккал/100г).
  • Гречка рекомендуется диабетикам , а так же из-за высокого содержания магния больным сердечно- сосудистыми заболеваниями. Содержит соли железа, кобальт, марганец (329 ккал/100г).
  • Овсянка королева каш, питательная, диетическая. Снижает уровень холестерина. Содержит белки, жиры, уникальные аминокислоты (345 ккал/100г).
свернуть

Организация питания летом

Организация питания летом

Организация питания детей дошкольного возраста в летний период

Летом происходит более активное течение обменных процессов, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах. Необходимо увеличение калорийности и пищевой ценности рациона детей. Значение овощей, фруктов, зелени в рационе детей. Изменение режима питания летом. Питьевой режим. Необходимость соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении детского питания.

В летний период оздоровление детей различного возраста имеет огромное значение. Среди различных методов оздоровления детей фактору рационального питания принадлежит ведущая роль.

Однако в организации питания детей в летний период нередко встречаются определённые трудности. Чаще всего это связно с выраженным снижением аппетита у ребёнка в жаркие летние дни, когда нарушается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, летом дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры. Всё это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат организма, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах.

Установлено, что в летний период энергозатраты детского организма возрастают примерно на 10% по сравнению с другими сезонами года.

Отмечено также, что летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно. В связи с этим организм ребёнка испытывает повышенную потребность в белке – основном пластическом материале для построения клеток и тканей.

Кроме того, во время сильной жары организм ребёнка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В. Это тоже требует увеличения пищевой ценности детских рационов.

Летом для детей калорийность и пищевую ценность рациона необходимо увеличивать примерно на 10%. С этой целью в рационе следует, в первую очередь, увеличить количество молочных продуктов за счёт творога и кисломолочных напитков, оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения.

Большую роль в повышении белковой ценности детского рациона играют мясные продукты, количество которых должно быть несколько увеличено. Увеличивается также доля растительных масел в общем количестве жировых продуктов.

Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи и фрукты. При этом особенно важно в рационе детей увеличивать количество ранних овощей – редиса, салата, ранней капусты, широко включать в рацион морковь, свеклу, репу, а также кабачки, огурцы, помидоры. Давать их рекомендуется не только в обед, но и на завтрак и ужин с обязательным добавлением различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребёнок получает большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.

Помимо того, что большинство ранних овощей и, особенно, различная зелень являются источниками витаминов и минеральных веществ, они ещё являются поставщиками щелочных солей и щелочноземельных металлов, которые способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия в организме, очень часто нарушающегося в условиях перегревания.

Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питьё предлагается детям в виде свежей кипячёной воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков, бутилированной воды.

Питьё рекомендуется давать детям после возвращения с прогулки и перед проведением закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипячёную воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.

В жаркое время года особенно важно строго соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования при приготовлении детского питания, нарушение которых создаёт реальную угрозу пищевого отравления или распространения кишечных инфекций.

В летнее время создаются наиболее оптимальные возможности для поведения работы в детском коллективе. Дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, усиленно занимаются посильным трудом, работая в саду, на огороде; с ними активнее проводят различные закаливающиепроцедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физическому воспитанию.

Летом организуется максимальное пребывание детей на свежем воздухе: утренний приём детей на воздухе, проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе, солнечные и воздушные ванны, босохождение, сон с доступом свежего воздуха, оздоровительная гимнастика.

 

Литература: К.С.Ладодо «Здоровье ребёнка. Азбука питания».

А.С.Алексеева «Организация питания детей в дошкольных учреждениях».

свернуть

Нормативные документы