Долгожданное лето пришло и детям предоставляется большая возможность укрепить своё здоровье. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для закаливания детского организма, для привития детям навыков здорового образа жизни.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период режим дня всех дошкольников предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха, достаточную двигательную активность, полноценное питание. Лучшими средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать следующие принципы:
1.Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по продолжительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.
2.Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребёнок привык к воздушным ваннам; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию.
3.Систематичность начатых процедур.
Закаливание нельзя прерывать без серьёзных к тому причин так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые вырабатываются в организме в процессе закаливающих процедур.
4.Комплексность.
Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление его здоровья (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, если они не проводятся комплексно. К примеру, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми и физическими упражнениями.
5.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Прежде, чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого дошкольника. По состоянию здоровья дети делятся на три группы:
первая группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур;
вторая группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к катарам верхних дыхательных путей, простудным заболеваниям;
третья группа—дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны: с пороком сердца, имеющие острые или хронические воспалительные процессы.
6.Положительное отношение детей к закаливанию.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как к нему относятся дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать их положительному воздействию на здоровье ребёнка.
В летний период закаливание в нашем детском саду включает в себя:
- Закаливание водой:
-обширное умывание. Этот метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Обтирание проводится водой комнатной температуры. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями в следующей последовательности:
-на счет «1» - растираем кисти рук до плеча снизу вверх;
-на счет «2»- одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
-на счет «3» - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
-на счет «4» - обтираем лицо и уши.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем.
-полоскание полости рта: проводится водой комнатной температуры после приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевание зубов и слизистых рта. Полоскание рта проводится с 3-4лет.
Закаливание водой проводится в сочетании с гигиеническими процедурами при умывании ног, обливании, а также во время проведения игр с водой..
- Босохождение - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста, Поэтому мы проводим её с раннего возраста.
Хождение босиком. Хорошо закаляет детей. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.
- Воздушные ванны
Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Свето-воздушные ванны проводятся во время прогулок, после дневного сна. На прогулке, процедура начинается в тени деревьев при температуре 19-20 градусов. При температуре воздуха выше 22 градусов воздушные ванны дети принимают в течение всей прогулки. Во время воздушной ванны малыши одеты в трусы, на ногах - босоножки, на голове – панама. Во время процедуры с детьми проводится пробежка на дорожку "Здоровья", которая находится на спортивной площадке детского сада.
Деятельность детей на дорожке "Здоровья " заключается в следующем:
-ходьба по массирующим дорожкам
- ходьба по сухому песку
- ходьба по камешкам
- ходьба по ребристой доске
- ходьба и бег по мокрому асфальту
- ходьба по сухому песку
- обливание стоп ног водой комнатной температуры.
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивается.
Затем дети под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени.
В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.
- Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.
Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе. На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.
Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие. Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом. Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.
С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается. На свежем воздухе также проводятся занятия по физической культуре.
Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребёнка с первых дней его жизни. Задача педагогов в содружестве с родителями сделать всё возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого малыша.
Мы уверены, что данные методы летнего закаливания детей – исключительно важное занятия, направленные на положительный результат. Ребенок, совершенно независимо от возраста, закалившись в летнее время, прекрасно адаптируется в период зимних вирусных инфекций, и, в дальнейшем, будет доставлять меньше хлопот своим родителям.