Образовательные услуги на платной основе

    В 2022/2023 учебном году в рамках реализации компонентов учебной программы и на основании запросов родителей воспитанников (законных представителей) Государственное учреждение образования «Средняя школа д.Медно» оказывает следующие платные услуги:

  • Адаптационная группа;  
  • "Материнская школа". 

   Оказание платных услуг в Средней школе д.Медно осуществляется на основании Кодекса об образовании РБ от 01.09.2022 г., Постановления Министерства образования РБ от 21.07.2011 г.№99  «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

  Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.

  В учреждении дошкольного образования в зависимости от запросов законных представителей могут создаваться и функционировать различные модели групп кратковременного пребывания воспитанников (на платной основе): адаптационные, прогулочные, выходного дня, игровые сезонные площадки, "Материнские школы". Содержание дошкольного образования в группах кратковременного пребывания, определяется базовым компонентом учебной программы дошкольного образования. В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.

   Группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) функционируют по гибкому режиму: ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год.

  Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы в соответствии с Кодексом, Положением об учреждении дошкольного образования – 12 воспитанников.

 

 Адаптационная группа  

  Это современная форма работы учреждения дошкольного образования с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста (группа совместного пребывания родителей и детей в режиме кратковременного пребывания).

  Работа по ранней адаптации детей ведётся в триаде «педагог — родитель — ребёнок». Родителям оказывается помощь в овладении психологической и педагогической культурой, в повышении эффективности взаимодействия с ребёнком, укрепляется вера в его способности и в себя как компетентного родителя.

 Нормативная база: Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

 

Материнская школа (от полутора до трёх лет).  

  Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до 3 лет, педагогическая поддержка развития детей

 Нормативная база: Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Адаптационная группа кратковременного пребывания

  Проблема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования обозначается специалистами как ведущая. Ребенок готов к посещению детского коллектива, если семьей пройдены этапы становления психологической автономности: «мы играем только вместе», «я играю сам, но ты будь со мной», «иди, я немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».  

  Адаптационная группа - это современная форма работы учреждения дошкольного образования с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста (группа совместного пребывания родителей и детей в режиме кратковременного пребывания).

   Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста к учреждению образования, содействия семье  в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста, поддержки родителей (законных представителей) в период привыкания детей к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

   Работа по ранней адаптации детей ведётся в триаде «педагог — родитель — ребёнок». Родителям оказывается помощь в овладении психологической и педагогической культурой, в повышении эффективности взаимодействия с ребёнком, укрепляется вера в его способности и в себя как компетентного родителя.

  В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

   В проведении занятий участвуют: воспитатель, руководитель физического воспитания, учитель-дефектолог. После каждого занятия в группе организована работа консультационного пункта для родителей «Справочное бюро». Родителям предоставляется возможность задать интересующие их вопросы специалистам дошкольного учреждения.

свернуть

Материнская школа (от полутора до трёх лет).

«Материнская школа» – это организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до 3-х лет, не посещающих учреждения дошкольного образования, и их родителей.

«Материнская школа» предназначена для:

детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребёнка к учреждению дошкольного образования и коллективу;

детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребёнка в учреждение дошкольного образования на полный день;

родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности. «Материнская школа» функционирует в условиях учреждений дошкольного образования.

Цели «Материнской школы»:

  • создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка;
  • психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, воспитывающих детей от рождения до 3-х лет;
  • педагогическая поддержка развития детей;
  • содействие ранней социализации и успешной адаптации детей;
  • привлечение родителей и их детей в дошкольные учреждения.

Задачи «Материнской школы»:

  • организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;
  • обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

Группы совместного пребывания родителей и детей функционируют по гибкому режиму: 2 раза в неделю, от 2 до 3,5 часов в день в зависимости от запросов родителей. С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослыми. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели дошкольного образования, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские и другие работники.

Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.

Взаимодействие в диаде «педагог–родитель» осуществляется в соответствии с запросами родителей, как в условиях дошкольного учреждения, так и в условиях семьи, предусматривает проведение консультаций, тренинговых занятий с родителями. Основной целью данного взаимодействия является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до трех лет, педагогическая поддержка развития детей.

Взаимодействие в триаде «педагог–родитель–ребёнок» в дошкольном учреждении осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специально оборудованных помещениях.

В условиях «Материнской школы» интегрируются консультирование и совместное пребывание в материнской школе родителей и детей. Это позволяет родителям использовать время нахождения в «Материнской школе» для обдумывания взаимоотношений со своими детьми. Условия такой школы обеспечивают поддержку родителей. В семейных комнатах, групповом помещении они общаются друг с другом. Это помогает им определиться в своей позиции воспитания, узнавать опыт других, менять стиль взаимодействия с ребёнком.

Главная задача «Материнской школы» – приучить малыша к обществу других детей, научить его играть.

      Группы кратковременного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. В таких группах создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Мамы и папы имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки.

     «Материнская школа» является дополнительной образовательной услугой оказываемой учреждением образования на платной основе на основании договора, заключённого между учреждением дошкольного образования и одним из родителем (законным представителем) ребёнка.

свернуть

Организация образовательных услуг на платной основе

 В процессе организация платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования можно выделить следующие этапы: подготовительный, организационный и реализационный этапы.

Подготовительный этап:

1. Изучение нормативных правовых актов, регламентирующих процесс организации платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

Организация образовательных услуг на платной основе сверх базового компонента, определяется следующими нормативными, правовыми актами:

 Учебная программа дошкольного образования определяет содержание образовательных услуг, максимально возможную нагрузку. Важно помнить, что дополнительные образовательные услуги сверх базового компонента не должны дублировать базовый компонент, направлены на расширение, раскрытие возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности.

 Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2017 г. №156 внесены изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. №183. В учебную программу дошкольного образования внесены изменения: расширено содержание образовательных услуг сверх базового компонента. Теперь учреждения дошкольного образования имеют возможность организовать дополнительные образовательные услуги по следующим направлениям: «Хореография», «Иностранный язык», «Детское ручное ткачество», «Мастерская технического конструирования», «Творческая мастерская», «Детский фитнес», «Юные туристы». Учебная программа дошкольного образования дополнена приложениями 5-8.

 В соответствии с учебной программой дошкольного образования учреждения дошкольного образования также имеют возможность организовывать «Материнские школы», группы кратковременного пребывания воспитанников (адаптационные, игровые, сезонные площадки, вечерние, дежурные, выходного дня, содержание дошкольного образования в которых определяется уже базовым компонентом.

 В соответствии с рекомендациями Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году» оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

 Стоимость услуги на платной основе формируется в соответствии с действующим законодательством.

 При осуществлении платных услуг в сфере дошкольного образования, т. е. приносящей доходы деятельности, данные положения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе учреждения дошкольного образования в разделе «Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения дошкольного образования».

     Пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь установлено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

 Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

     На основании постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г.№ 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» занятия воспитанников учреждений дошкольного образования в рамках платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, организуются по группам с учетом следующих требований:

- занятия должны проводиться в групповых помещениях, в залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях;

- распорядок дня должен составляться согласно приложениям 12 и 13 к вышеуказанным Санитарным нормам и правилам;

- занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников;

- занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4 –5-летнего возраста;

- продолжительность занятия не должна превышать 30 минут;

- наполняемость групп должна быть не более 12 воспитанников;

- в группах с длительностью пребывания воспитанников 10,5 – 12 часов занятия должны проводиться не более двух раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более трех раз в неделю – для воспитанников 5-7-летнего возраста;

- в группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия должны быть организованы в первую или вторую половину рабочего дня

учреждения дошкольного образования, в выходные дни – не более 4–5 раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более 5–6 раз в неделю для воспитанников 5–7-летнего возраста;

- занятия, в которых преобладает статический компонент, должны проводиться не более 2 раз в неделю;

- при посещении воспитанником нескольких занятий с преобладанием статического компонента они должны чередоваться с занятиями динамического характера;

- длительность работы воспитанников с природными материалами (глина, лоза, соломка и др.), тканью, бумагой, картоном не должна превышать 15 минут.

Организация занятий в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, учреждений дошкольного образования запрещается.

2. Анализ и прогнозирование ресурсных возможностей и условий учреждения дошкольного образования, включающих кадровый потенциал, материально-техническое и методическое обеспечение, необходимых для организации и оказания качественных платных образовательных услуг.

3. Определение видов платных образовательных услуг, возможных для реализации в учреждении дошкольного образования и их рентабельности на основе анализа затрат, прогнозирования динамики прибыли.

4. Информирование родителей (законных представителей) через средства массовой информации, интернет ресурсы об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.

5. Изучение спроса родителей (посредством проведения родительских собраний, направленных на определение их запросов по развитию детей в условиях оказания платных образовательных услуг).

6. Анализ и обобщение результатов изучения запросов родителей (законных представителей воспитанников) и формулирование выводов для определения приоритетных видов платных образовательных услуг.

7. Определение видов платных образовательных услуг исходя из запросов родителей (законных представителей воспитанников).

Организационный этап:

1. Издание приказа об оказании платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования, определяющего виды образовательных услуг на платной основе, кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг. Зачисление и отчисление в группы воспитанников, получающих платную образовательную услугу сверх базового компонента, производится на основании приказа руководителя учреждения образования.

2. Заключение договоров с родителями (законными представителями воспитанников) на оказание платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования (ст. 77 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

3. Составление списков детей для посещения платной образовательной услуги.

4. Включение в учебный план учреждения дошкольного образования учебных часов сверх базового компонента в соответствии с содержанием учебной программы и составление расписания занятий по оказанию платных образовательных услуг.

5. Разработка должностных инструкций педагогов, оказывающих платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования.

6. Составление графиков работы педагогических работников, оказывающих платные образовательные услуги.

7. Разработка планов педагогами, оказывающих платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования.

Реализационный этап:

1. Реализация работы по оказанию платных образовательных услуг в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Анализ и обсуждение процесса оказания платных образовательных услуг на совещаниях при заведующем, заседании педагогического совета. Коррекция и регулирование.

2. Контроль за ходом и результатами оказания платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников: разработка рабочих листов для занятий на занятии и дома, беседы об успехах воспитанников, размещение информационных материалов на сайте учреждения образования, в группах Viber.

В настоящее время конкуренцию по оказанию образовательных услуг учреждениям дошкольного образования составляют разнообразные центры развития детей, родительские клубы, которые пользуются популярностью у родителей, работаю по выходным дня, предоставляют широкий спектр услуг.

В связи с этим огромное значение имеет качество предоставляемых образовательных услуг: разработка интересных программ, конспектов занятий, оснащенность методическими пособиями, информирование родителей об успехах и неудачах детей, составление удобных расписаний занятий, учет пожеланий родителей.

Рефлексивный этап:

1. Анкетирование удовлетворенности родителей (законных представителей воспитанников) качеством оказания платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования.

2. Проведение открытых занятий педагогами дополнительного образования (май месяц).

3. Анализ эффективности и результативности оказания платных образовательных услуг, выступление педагогов дополнительного образования на педагогическом совете в мае месяце.

Нормативно правовое обеспечение, литература по теме:

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Респ. Беларусь. –3е изд. –Минск : НИО: Аверсэв, 2016.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь “Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году”.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2017 г. №156 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноябре 2012 г. №133.

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.05.2016 № 67).

5. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З).

6. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» (в ред. от 06.07.2012).

7. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 №641 «Об утверждении положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации».

8. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организация и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (в ред. от 17.06.2013).

9. Долидович, Светлана. Организация платных образовательных услуг сверх базового компонента в учреждении дошкольного образования / С.Долидович // Руководитель учреждения дошкольного образования. – 2017. – № 11(71).

свернуть