Оздоровление

Оздоровление детей летом в условиях дошкольного учреждения.

Долгожданное лето пришло и детям предоставляется большая возможность укрепить своё здоровье. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для закаливания детского организма, для привития детям навыков здорового образа жизни.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период режим дня всех дошкольников предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха, достаточную двигательную активность, полноценное питание. Лучшими средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать следующие принципы:

1.Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по продолжительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.

2.Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребёнок привык к воздушным ваннам; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию.

3.Систематичность начатых процедур.

Закаливание нельзя прерывать без серьёзных к тому причин так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые вырабатываются в организме в процессе закаливающих процедур.

4.Комплексность.

Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление его здоровья (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, если они не проводятся комплексно. К примеру, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми и физическими упражнениями.

5.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Прежде, чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого дошкольника. По состоянию здоровья дети делятся на три группы:

первая группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур;

вторая группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к катарам верхних дыхательных путей, простудным заболеваниям;

третья группа—дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны: с пороком сердца, имеющие острые или хронические воспалительные процессы.

6.Положительное отношение детей к закаливанию.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как к нему относятся дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать их положительному воздействию на здоровье ребёнка.

В летний период закаливание в нашем детском саду включает в себя:

  • Закаливание водой:

-обширное умывание. Этот метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Обтирание проводится водой комнатной температуры. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями в следующей последовательности:

-на счет «1» - растираем кисти рук до плеча снизу вверх;

-на счет «2»- одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

-на счет «3» - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

-на счет «4» - обтираем лицо и уши.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем.

-полоскание полости рта: проводится водой комнатной температуры после приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевание зубов и слизистых рта. Полоскание рта проводится с 3-4лет.

Закаливание водой проводится в сочетании с гигиеническими процедурами при умывании ног, обливании, а также во время проведения игр с водой..

  • Босохождение - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста, Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

Хождение босиком. Хорошо закаляет детей. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

  • Воздушные ванны

Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Свето-воздушные ванны проводятся во время прогулок, после дневного сна. На прогулке, процедура начинается в тени деревьев при температуре 19-20 градусов. При температуре воздуха выше 22 градусов воздушные ванны дети принимают в течение всей прогулки. Во время воздушной ванны малыши одеты в трусы, на ногах - босоножки, на голове – панама. Во время процедуры с детьми проводится пробежка на дорожку "Здоровья", которая находится на спортивной площадке детского сада.

Деятельность детей на дорожке "Здоровья " заключается в следующем:

-ходьба по массирующим дорожкам

- ходьба по сухому песку

- ходьба по камешкам

- ходьба по ребристой доске

- ходьба и бег по мокрому асфальту

- ходьба по сухому песку

- обливание стоп ног водой комнатной температуры.

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивается.

Затем дети под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры.

Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

  • Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе. На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.
Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие. Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом. Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается. На свежем воздухе также проводятся занятия по физической культуре.

Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребёнка с первых дней его жизни. Задача педагогов в содружестве с родителями сделать всё возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого малыша.

Мы уверены, что данные методы летнего закаливания детей – исключительно важное занятия, направленные на положительный результат. Ребенок, совершенно независимо от возраста, закалившись в летнее время, прекрасно адаптируется в период зимних вирусных инфекций, и, в дальнейшем, будет доставлять меньше хлопот своим родителям.

свернуть

Профилактика гриппа и ОРВИ.

В группу острых респираторных вирусных инфекций (далее – ОРВИ) входят грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторно-синтициальная, риновирусная и микоплазменные инфекции. 
Эти заболевания широко распространены и обуславливают львиную долю временной нетрудоспособности. С наступлением холодного времени года всегда отмечается увеличение  количества простудных заболеваний. Общее для ОРВИ: источником инфекции является больной человек с явной или стертой формой болезни. Больной заразен уже с первых часов заболевания и до семи суток   болезни.  Наиболее часто заражение происходит воздушно-капельным путем. Во время кашля, чихания, разговора от больного разбрызгиваются мельчайшие частицы слюны, слизи и мокроты, которые содержат большое количество вирусов. На короткий промежуток времени, вокруг больного образуется так называемая «зараженная зона» радиусом 2-3 метра. Также распространение вирусов может происходить и контактно-бытовым путём, например, если человек прикоснется к слизистым выделениям на другом человеке или предмете, а затем, не вымыв руки, к собственному рту, носу или глазам.В неосложненных случаях ОРВИ проявляются преимущественным поражением верхних отделов дыхательного аппарата. Преобладают  повышение температуры тела, кашель, боль в горле, насморк или заложенность носа. Грипп, как правило, протекает тяжелее и дает самый высокий процент осложнений. Риск развития осложнений наиболее высок у детей и пожилых людей. Попав в организм, вирус гриппа размножается, разрушая клетки легких и других органов с высокой скоростью. Развиваются такие осложнения как пневмония, бронхит, поражение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, почек и т.д. Именно эти осложнения могут являться  непосредственной причиной  смерти после перенесенного гриппа. У детей высока вероятность развития отита, приводящего к глухоте. Организм здорового человека после перенесенного гриппа средней тяжести тратит столько сил, что это стоит ему один год жизни.
 
Вакцинация против гриппа - основной, наиболее эффективный и простой метод профилактики против сезонных вирусных инфекций.  Благодаря вакцине заболевание  предупреждается еще  до его начала, либо протекает легко и без осложнений, надежно предупреждаются тяжелые и осложненные формы инфекции, смертельные исходы. Защита против гриппа, созданная с помощью вакцин в 2-5 раз эффективнее защиты, созданной с помощью лекарственных препаратов или народных средств. Вакцинация против гриппа защищает и от других острых респираторных вирусныхинфекций за счет стимуляции Т-клеточного иммунитета, благодаря чему снижается заболеваемость. Полученные данные свидетельствуют о том, что если в коллективе привиты более 40% членов, то даже у непривитых членов коллектива уровни заболеваемости ОРИ и гриппом в 1,5 – 2,5 раза ниже, чем среди непривитого населения в целом.
 
Традиционно вакцинация проводится в осенний период (обычно октябрь-ноябрь), до наступления эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ. Защита, созданная после введения вакцин против гриппа сохраняется в течение 9-12 месяцев.
 
В настоящее время  рекомендуется придерживаться  здорового образа жизни, употреблять «здоровую» пищу, принимать витамины, больше двигайться, чаще бывать на свежем воздухе, лучше всего в лесу. Одежду следует носить по погоде, не забывать про головной убор и шарф, беречь ноги от переохлаждения и сырости и избегать близких контактов с людьми, у которых отмечаются гриппоподобные симптомы. Закаливающие процедуры, полноценное питание (овощи, фрукты) повышают неспецифическую устойчивость организма к вирусам. Попробуйте ежедневно употреблять в пищу хотя бы в небольших количествах свежие чеснок, лук, имбирь, лимон.
 
         Если контактов избежать невозможно, воспользуйтесь  простыми правилами:
 
- перед выходом из дома смажьте носовые ходы противовирусными средствами;
 
- старайтесь не прикасаться к своему рту и носу;
 
- тщательно и часто мойте руки водой с мылом или протирайте спиртсодержащими растворами;- регулярно проветривайте помещение, в котором работаете, учитесь или живете;
 
- надевайте маску при близких контактах с больным, после чего незамедлительно утилизируйте ее;
 
- если у вас болен ребенок, взяв его на руки, держите его так, чтобы его подбородок лежал у вас на плече - так он не будет кашлять вам в лицо;
 
- мойте руки водой с мылом или обрабатывайте их спиртосодержащей жидкостью после каждого прикосновения к больному или к его носовым платкам, белью.
 
Если вы чувствуете недомогание, у вас высокая температура, кашель и/или боли в горле: оставайтесь дома и, по возможности, не ходите на работу, в школу или места скопления людей, чтобы не послужить источником распространения инфекции; пейте много жидкости (чай, морс, фруктовые соки, клюквенный морс с медом); вызовите врача на дом и расскажите о Ваших симптомах; при кашле и чихании прикрывайте рот и нос одноразовыми носовыми платками, после использования выбрасывайте платок в мусорную корзину; чаще мойте руки водой с мылом, особенно после кашля и чихани; максимально избегайте контактов с другими членами семьи. При нахождении в помещениях общего пользования с другими членами семьи носите медицинскую маску, чтобы не заражать других и не распространять вирусную инфекцию.
свернуть