Консультации, картотеки, рекомендации, памятки

Картотеки

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ЧИСТОГОВОРКИ

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР МЛАДШАЯ ГРУППА

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР 

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

БАБУШКИНЫ ЗАГАДКИ

ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ

ЗАГАДКИ ПО ЛЮБИМЫМ СКАЗКАМ

НУ-КА, ОТГАДАЙ!

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЗОЖ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

КАРТОТЕКА ИГР С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОСАНКИ И ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К КАРТОТЕКЕ

КАРТОТЕКА МАССАЖА

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВОДОЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

КАРТОТЕКА ИГР С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

КАРТОТЕКА МИРИЛОК

КАРТОТЕКА СТИХОВ И ПОТЕШЕК

КАРТОТЕКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

КАРТОТЕКА ПРИСКАЗОК

КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК, СКОРОГОВОРОК, СТИХОВ

КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК

КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ОБЖ

КАРТОТЕКА ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПДД

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Картотека «Пантомима»

Картотека «Релаксационные упражнения»

Картотека «Скороговорки»

Картотека «Эмоции»

Картотека игр по формированию здорового образа жизни

Картотека цветов

Релаксационные игры и упражнения

Игры на профилактику утомления

Игры на развитие внимания

Игры на развитие мышления

Игры на развитие памяти

Игры для детских вечеринок

Весёлая зарядка

Игры в дороге

Игры для детских праздников

Развивающие игры

Новогодние игры для детей

Семейные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений

Волшебные игры

Пальчиковые игры

Если погода не радует

Игры на развитие речи

свернуть

Консультации

Для педагогов:

  1. Рекомендации по планированию образовательного процесса 
  2. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе
  3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении
  4. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования в рамках реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании
  5. Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период
  6. Трудовая деятельность на цветнике и огороде с детьми 4-6 лет
  7. Методы и приемы, используемые на занятиях
  8. Познавательно-исследовательская деятельность с водой
  9. Схема анализа занятия в дошкольном учреждении
  10. Сопровождение детской одаренности в образовательном процессе
  11. Организация работы с детьми адаптационных, прогулочных групп с кратковременным пребыванием
  12. Организация жизнедеятельности детей в летний оздоровительный период
свернуть

Методы и приёмы обучения как способ реализации программного содержания

Метод обучения – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Метод обучения включает:

- обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение нового материала);

- организацию активной учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Метод обучения - способ обучающей работы воспитателя и организации учебно-познавательной деятельности воспитанников по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Приём обучения это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Иначе говоря, каждый метод обучения состоит из целой совокупности методических приёмов.

Занятиеэто система действий, в которой и действие педагога, и действие ребенка подчинено определенной задаче.

При выборе методов и приёмов обучения следует учитывать:

- требования к методам обучения;

- критерии выбора методов обучения и способов их реализации на планируемом занятии.

Требования к методам обучения:

- должны способствовать активности детей в учебном процессе;

- обеспечивать понимание ими изучаемого материала.

Выбор методов и способов реализации определяется целями занятия.

Методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

Наглядные методы обучения - методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы:

– наблюдение;

– рассматривание картин;

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

Практические методы направлены на формирование практических навыков:

- упражнения;

- игровой метод;

- элементарные опыты;

- моделирование.

Словесные методы:

рассказ воспитателя (основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях);

рассказы детей (этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей);

чтение художественных произведений детям (направлен на расширение, обогащение знаний детей об окружающем, на формирование способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, на формирование понимания основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков);

беседы (применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации).

По дидактическим задачам: предварительные и обобщающие.

Форма обучения - специально организованная деятельность.

В учреждении дошкольного образования используются следующие формы организованного обучения:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

Внутренняя логика и структура занятий представлена в его основных частях:

1) начало,

2) ход,

3) окончание.

Дидактические задачи начала занятия:

- вызвать интерес к содержанию занятия;

- собрать внимание детей;

- раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей.

Методы руководства деятельностью воспитанников на занятии:

- методы, направленные на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

- методы, направленные на расширение знаний;

- методы, направленные на обобщение, закрепление и применение материала.

При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст воспитанников. Важно активизировать умственную активность воспитанников и их самостоятельность.

Умственная активность вызывается, прежде всего, доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта воспитанников.

Самостоятельная деятельность воспитанников организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности.

При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими воспитанниками, побуждает их к эмоциональной оценке занятия.

В заключение дается и оценка деятельности группы в целом.

свернуть

Организация режимных моментов

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатель и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку, должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей.
 
Организация умывания.
Распределение обязанностей: помощник воспитателя находится с детьми в группе. Дети входят по 1-2 человека к каждой раковине. 
Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт.
Поэтому:
- будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;
- не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);
- следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.
 
У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:
- взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;
- создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;
- смыть мыло водой;
- отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;
- взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;
- при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.
 
Организация питания.
 Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей.
 
Требования к сервировке стола:
- сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;
- индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 и 2 младшей группы), ложка, слева вилка);
- над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);
- в центре стола ставятся хлеб или бутерброды (в хлебнице, одна на стол), салфетки в салфетнице.
 
Дежурные первыми садятся за стол. В это время воспитатель организует гигиенические процедуры, после которых дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо:
- перед ребенком должно находится только одно блюдо;
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
- не допускать громких разговоров и звучания музыки;
- не допускать понуканий, поторапливания детей;
- не допускать насильного кормления детей;
- не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;
- не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;
- помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;
- не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные
навыки;
- не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
 
У детей необходимо формировать навыки приема пищи:
- брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;
- не разговаривать во время еды;
- вытирать руки и рот бумажной салфеткой;
- правильно пользоваться столовыми приборами.
 
После того, как дети съели первое, помощник воспитателя (в старших группах – дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.
После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы – чашку и блюдце, средний и старший возраст – всю посуду; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов. Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.
 
Организация дневного сна.
Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:
- снимают обувь;
- носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
 
Внимание!
Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную.
 
Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое.Во время сна воспитатель должен постоянно находится в спальне с детьми. 
 
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
 
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры.
Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их. Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, застилают постель.
Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
 
Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна).
На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак – от 15 до 25 минут, на обед и ужин – от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока – 10 минут, в зависимости от возраста детей.
 
Следует обратить внимание:
- все навыки формируются постепенно;
- лучший пример для подражания – взрослый;
- у ребенка есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
 
Следует избегать:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения ребенка за неумение;
- излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания,
одевания и т.п.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
 
Использованные источники:
1.www.praleskared.by — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»
2 www.pshkola.by — республиканское унитарное предприятие «Издательство
“Пачатковая школа”»
свернуть

Примерное наполнение различных уголков группы оборудованием, способствующим развитию речи детей

Речевой уголок – игры на развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи, связной и образной речи.
Книжный уголок – книги, в соответствии с учебной программой дошкольного образования по возрасту воспитанников; литературные игры-ходилки, викторины.
Театральный уголок – разные виды театров; модели сказок для драматизации.
Сюжетно-ролевые игры – пространство и оборудование для развития сюжета игр.
Уголок развития мелкой моторки рук – шнуровки; застежки; мозаики; нетрадиционные материалы (клубки ниток, платочки, губки, прищепки и др.); неструктурированный материал (пшено, горох, семечки…); игры на координацию движений и др.
Уголок природы - материал, обеспечивающий расширение словарного запаса по природоведческим категориям.
Уголок экспериментирования – игры и оборудование на развитие речевого дыхания (мыльные пузыри, схемы дыхания, стаканчики с водой и трубочки).
Спортивный уголок – оборудование и игры на координацию движений;
приспособления для самомассажа (массажные коврики, массажные мячики, массажные расчески (индивидуальные) или специальные массажеры для головы и шеи, палочки с гранями для массажа кистей рук); подвешенные на тесьме легкие игрушки (для потягивания); мячи.
Уголок изо деятельности – трафареты; штриховки; клубочки толстых ниток, для выкладывания рисунка по контуру на бархатной бумаге; зубочистки для прокалывания рисунка по контуру; глина, пластилин, специальное тесто для лепки; дощечки с накатанным слоем пластилина; технологические карты по лепке из пластилина, соленого теста; карандаши; раскраски.
Уголок конструирования – разные виды конструкторов; пластмассовые цветные крышки (от бутылок); счетные палочки, очищенные спички - для выкладывания смысла стихотворения, одной или двумя «пиктограммами»; карточки образцов;
природный и бросовый материал; прищепки.
Уголок ручного труда – шнурки; нитки; пуговицы; клубочки; различные виды тканей; образцы и технология пришивания пуговиц, вышивки, штопки; наборы для рукоделия: вышивания, макраме, шитья, бусинки различных диаметров с отверстиями разной величины; бисер.
свернуть

Читать ребенку. Почему важно?

Читать ребенку. Почему важно?

Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.

Зачем?

Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).

Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.

Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.

Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.

Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).

 

 

свернуть

Профилактика профессионального выгорания педагогов

Профессиональное выгорание – это синдром эмоционального истощения и снижения уровня личных достижений. Чаще всего он возникает у людей, чья работа непосредственно связана с  связана с общением.

Основные признаки:

  • Пропадает желание проявлять себя в работе, добиваться успехов и признания среди коллег.
  • Наступает эмоциональное истощение или чувство усталости – появляется ощущение, что Вы не можете ничего дать другим людям либо принести пользу. Могут появиться мысли о том, что Вы ничего не значите.
  • Возникает негативное отношение к другим людям - недовольство окружающими, раздражительность, конфликтность.
  • Теряется чувство юмора или, вместо обычного, появляется «чёрный юмор»
  • Возникает ощущение, что все Ваши действия совершаются по  принуждению, а не по собственному желанию.
  • Появляются нарушение сна, головные боли, боли в спине и области груди; воз-можно увеличение веса, тяга к еде (сигаретам, покупкам, алкоголю и т.п.); 

Как помочь себе в сложившейся ситуации?

Самое трудное – осознать наличие у себя данной проблемы. Обычно, первыми замечают изменения Ваши коллеги. Вы же, в свою очередь, склонны приписывать изменения кому и чему угодно, только не себе: ухудшились условия на работе, люди стали к вам более агрессивны, усложнились требования со стороны работодателя и др. 

Необходимо взять ответственность за решение проблемы на себя. На данном этапе полезна помощь друзей и коллег по работе, когда «проговаривание» болезненных чувств и переживаний способствует снятию напряжения. Выделите негативные моменты, которые приводят к появлению симптомов «сгорания». Чаще всего в основе лежат личностные и семейные проблемы, напряжённость и нерешенность которых в течение длительного времени приводят к появлению и проблем в работе.

Итак, определите «как вы докатились до жизни такой». Синдром эмоционального сгорания – лишь реакция на определенный образ жизни, стиль поведения. Значит, необходимо проанализировать, какие причины его вызвали. Как правило, благоприятное условие для развития синдрома – напряженная трудовая деятельность  в сочетании с невозможностью полноценного отдыха. Вы брали работу на дом, работали за себя и другого? Не высыпались, не помните, когда просто гуляли, ходили в гости? И вы удивляетесь, что вам сейчас так плохо? Организм сигнализирует: «Остановись, передохни!». Возьмите кратковременный отпуск, или хотя бы дайте себе обещание, что в эти выходные даже думать о работе не будете. 

А может, вы считаете, что самое главное в вашей жизни это ваша работа? Это – сфера вашей самореализации. Прекрасно, вы нашли себя. Но оглянитесь вокруг – как много в жизни интересного кроме этого. Не упускаете ли вы возможность посмотреть этот мир, пообщаться с близкими, найти себе хобби? Попробуйте гармонично сочетать в своей жизни различные сферы. Используется прием «переключения на другие виды деятельности», прием «разнообразия впечатлений». Это – основа наших эмоций и чувств, яркие впечатления способны оказать сильное благотворное влияние на протекающие в организме процессы. 

Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»: рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте на работе все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это рабочая одежда или туфли.   

Давайте размышлять дальше. Может, ваша работа рутина, однообразна, вы откровенно скучаете и считаете каждую  минутку  до конца рабочего дня?  Попытайтесь хотя бы что-то изменить в рабочем процессе, более творчески подойти к выполнению своих трудовых обязанностей. Помните, вы сами строите свою жизнь. Никогда не бойтесь что-то менять в  жизни, если осознаете такую необходимость. 

Используйте прием «профилактика радостью» - в каждом негативном событии пытайтесь найти что-то хорошее, какие то позитивные моменты, и, отталкиваясь от этого, делайте то, что вам нужно сделать. Вы оказались в ситуации конфликта с коллегой или родителем? Какие плюсы? А то, что вы озвучили свое мнение, показали, что не готовы со всем соглашаться? Может, в следующий раз это примут к сведению, и не будут навязывать неугодные для вас условия, будут чаще прислушиваться к вашему мнению?  

Может быть, вам поможет музыка? Подобранная соответствующим образом, она способна существенно изменить настроение. А если вы еще станцуете, то сама двигательная активность повысит тонус. 

Возьмите хорошую книгу и погрузитесь в  события, которые происходят с героями. Ищите книги позитивного настроя. В таком случае герои и события «поведут» вас за собой, отвлекут от грустных мыслей, поднимут настроение.

Природа – хорошее средство умиротворения, нормализации всех процессов в организме. Свежий воздух – хорошая подпитка мозга кислородом. Погуляйте по парку, лесу. Сходите за грибами, ягодами, искупайтесь в водоеме, позагорайте, погрейтесь под ярким летним солнышком.

И очень важно окружить себя людьми позитивно мыслящими, которые не склонны жаловаться на жизнь. Людей  с различными интересами, доброжелательно настроенных к окружающим. Бодрый, позитивный настрой будет  передаваться и вам. Не жалуйтесь, а лучше действуйте. Сходите куда-нибудь вместе – в сауну, кино, поиграйте в бильярд, и т.д. 

Комплекс упражнений  для  саморегуляции

Прием «Полет»

Встаньте, закройте глаза, опустите руки вдоль тела. Медленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.

Прием «Расхождение рук»

Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.

Приём «Автоколебания тела»

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, медленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.

Техника саморегуляции дыхания.

  • Сядьте и займите удобное положение. Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь. Сделайте глубокий вдох (2 сек.), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь. Задержите дыхание на 1-2,3,4 секунды. Выдыхайте медленно и плавно в течение 3-4 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха. Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Медленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками, расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под  действием  солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи,  корпуса, ног и т.д.

Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение желательно выполнять на полу.

Упражнение « Воздушный шар»

Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, Закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем, представьте себе, что в шаре появилось отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Ладошки»

Сжимаем и разжимаем ладони, держа руки вверх и согнутыми в локтях (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение  «Насос»

Поклоны в пояс, ноги на ширине плеч. Руки тянем к полу, но не касаемся его. Спина круглая, не распрямляем ее полностью, возвращаясь в исходное положение (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение « Поворот головы»

Повороты головы влево-вправо (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение «Погончики»

Кулаки прижимаем к животу и затем резко опускаем вниз, с усилием, словно отжимаемся от пола (12 подходов по 8 вдохов-движений).

Упражнение «Подтягивание»

Сесть на пол, руки опираются за спиной, пальцы направлены назад. Колени согнуты и разведены в стороны, ступни вместе. Вдох медленный на 4 счета, грудь вверх, спина выпрямляется.  На 4 счета медленный выдох, живот втягиваем, подбородок тянем к  груди, а плечи  округляются и направляются  чуть вперед.

Упражнение «Шаги»

Встаньте прямо, поставьте ноги чуть уже, чем на ширину плеч — исходное положение. Передний шаг: поднимите ногу согнутую в колене на уровне живота, а на опорной ноге слегка присядьте, затем вернитесь в исходное положение. Задний шаг: пяткой ноги «ударьте» себя по ягодице, а на опорной ноге слегка присядьте, вернитесь в исходное положение.  Чередуйте ноги с каждым  вдохом-движением.

(Передний шаг:  32 вдоха-движения за один подход).

Звуковая гимнастика        

Состояние  спокойное, расслабленное состояние. Положение стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм.

Е — Воздействует на щитовидную железу.

О — воздействует на сердце и легкие.

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

У — воздействует на органы, расположенные в области живота.

Я — воздействует на работу всего организма.

М — воздействует на работу всего организма.

Х — помогает очищению всего организма.

ХА — помогает повысить настроение.  

свернуть

16 способов поддержать себя

 Шпаргалка для педагогов

1. Не воспринимайте неудачу или критику как поражение
     Это просто один из уроков жизни. Спросите себя: «Чему я могу научиться в этой ситуации».

2. Не сравнивайте
     Поймите, когда вы сравниваете, вы боретесь с мыслью, что кто-то другой может быть лучше вас. Всегда есть кто-то лучший, чем вы. И вы часто лучше других. Ну и что?

3. Не таите недовольства
     Спросите себя, почему вы боитесь обсуждать ваше недовольство с другими людьми.

4. Не будьте чересчур критичны
     Будьте снисходительны к себе и другим, находите юмор в ситуации. Спросите себя: «Что происходит в моей жизни прямо сейчас, что заставляет меня ощущать собственную неполноценность?".

5. Надейтесь
     Обязательно случится что-то, от чего вы будете счастливы. Попробуйте получить удовольствие от жизни прямо сейчас, не откладывая.

6.Не замыкайтесь только на привычном и однообразном
     Не бойтесь рисковать. Пробуждайте в себе интерес к жизни, пробуя новые виды деятельности.

7. Не оттягивайте выполнение важного для вас дела, боясь неудачи
     Лучше представьте, что вы предпримите, если потерпите неудачу. Составьте план.

8. Не прокручивайте бесконечное количество раз конфликт в уме
     Лучше вообразите, что конфликт разрешился именно так, как вам хотелось. Затем сконцентрируйтесь на том, что вы сделали бы дальше, если бы всё закончилось таким образом. Это избавит вас от беспокойства, осложняющего вашу жизнь.

9. Не преувеличивайте важность конечного продукта
     Наслаждайтесь процессом. Спросите себя: «Разве мне не интересно прямо теперь?».

10.Не ожидайте, что другие заранее знают, что вы от них хотите
     Скажите им, чего вы хотите. Перестаньте проверять их, чтобы узнать, любят ли они вас.

11.Не вините других
     Обвинение никогда ничего не даёт, вы перекладываете ответственность за то, что случилось в вашей жизни. Вы не сможете улучшить или узнать себя, пока концентрируетесь на том, что другие сделали неправильно. Подумайте: «Почему сегодня я не смогла защитить себя».

12. Не будьте обидчивы    

13.Не стремитесь к абсолютному совершенству
    Лучше спросите себя: «Какое небольшое улучшение я смогу сделать».

14. Не планируйте сразу слишком много дел
    Составьте короткий список того, что нужно сделать в первую очередь.

15. Не воображайте худшего
     Спросите себя, что самое плохое может случиться из того, что может случиться и разработайте план, как справиться с этим.

16.Научитесь приносить извинения
     Время от времени каждый совершает ошибки - это часть человеческого поведения. Когда вы осознали, что поступили не так, как надо, нет необходимости оправдываться или обвинять своё поведение. Нужно просто извиниться.

УДАЧИ!

 

свернуть

Какой Вы собеседник?

 

Анкета
Какой Вы собеседник?

  1. Ждете ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться? 
  2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы? 
  3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится? 
  4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
  5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
  6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные? 
  7. Мешают ли вам слушать предубеждения? 
  8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
  9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
  10. Всегда ли вы слушаете собеседника? 
  11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
  12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
  13. Допускаете ли, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слое? 
  14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?
  15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
  16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «да». 

Интерпретация 

6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в коде общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации — когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.

От 7 до 10 баллов — средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

 

свернуть