Особенности организации образовательного процесса

О выборе языка обучения

Согласно статье 17 Конституции Республики Беларусь, на основании статьи 82 Кодекса Республики Беларусь Об образовании основными языками обучения и воспитания являются два государственных языка Республики Беларусь: русский и белорусский.

Язык обучения и воспитания в учреждении образования определяется учредителем.

Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (групп) с белорусским и русским языками обучения и воспитания.

На основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 23.02.2018 № 02-02-18/1672/дс/ для обеспечения учета заявок родителей (законных представителей) несовершеннолетних есть возможность выбора языка обучения в учреждении дошкольного образования (русский, белорусский).

При оформлении документов родители имеют право указать язык обучения ребенка в учреждении дошкольного образования.  

свернуть

Организация образовательного процесса

Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования. Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных, кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др. Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям. Обновление образовательного процесса является ключевым направлением качества образования. Важнейшим аспектом качества является внедрение новой учебно-программной документации: типового учебного плана, учебной программы и образовательных стандартов дошкольного образования.

Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:

- учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов;

- основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса;

- дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности;

- нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие принципы:

1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности.

2. Повторность и усложнение материала.

3. Вариативность выполнения заданий детьми.

4. Взаимосвязь всех видов деятельности.

5. Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:

- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);

- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности со взрослым);

- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);

- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);

- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);

- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);

- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.

Требования:

1. Соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов.

2. Быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования.

3. Соответствовать условиям реализации основной функции (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), и отражать специфику учреждения дошкольного образования.

4. Соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности:

специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, так и с его участием.

При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей детей и решения конкретных образовательных задач.

свернуть

Содержание учебной программы дошкольного образования

Организация образовательного процесса в "Ясли-сад д.Медно " осуществляется круглогодично в соответствии с учебным планом учреждения и учебной программой дошкольного образования.

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования может быть увеличен по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Обучение и воспитание в яслях-саду осуществляется на русском и (или) белорусском языках. Основным языком воспитания и обучения является русский язык и определяется учредителем с учетом пожелания законных представителей воспитанника.

Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Содержание учебной программы дошкольного образования разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, образовательным стандартом дошкольного образования.

Целью реализации содержания учебной программы является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, способностями и потребностями.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет составляет до 10-15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет – до 20-25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет – до 30-35 минут, физкультурные минутки – не менее 1,5-2 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

В учреждении дошкольного образования при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

Содержание учебной программы ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.

Учебная программа является комплексной, и её содержание изложено с учётом основных направлений развития воспитанника: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: «Физическая культура»

Предусматривает формирование культуры здоровья и физической культуры ребёнка.

2. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: «Ребенок и общество»

Предполагает формирование у ребёнка стремления к самопознанию ,позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальные представления о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, о мире и родном крае, национальной культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательные области: «РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО», «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ», «РЕБЁНОК И ПРИРОДА»

Содержание направлено на обеспечение развития психических, познавательных процессов, формирование, расширение представлений об окружающем мире, бережное отношение к природному и рукотворному миру.

4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ», «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развивает коммуникативные способности, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте.

5. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства, музыкального искусства, хореографии, театра.

свернуть