1. Диагностическая деятельность.
2. Индивидуально-коррекционная работа.
3. Работа с семьей.
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность.
6. Правовое просвещение родителей. Основными задачами профилактики правонарушений являются:
• формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
• снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
• устранение причин и условий совершения правонарушений;
• недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц. Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:
• государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
• развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
• профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица. Основные направления профилактики правонарушений: Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений. Меры индивидуальной профилактики правонарушений:
• профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
• направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
• оказание помощи профилактируемому лицу;
• осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
• привлечение родственников, других лиц к воздействию;
• другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Деятельность человека состоит из поступков. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими. Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].
Статья 145. Доведение до самоубийства.
1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака¬зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободына срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль¬ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения... совершенное в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии наказывается лишением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.
Статья 153.Умышленное причинение легкого телесного повреждения. Умышленное причинение легкого телесного повреждения...наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.
Статья 154. Истязание. Истязание, совершенное в отношении ...несовершеннолетнего ...наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе..., либо по специальному поручению... наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 166. Изнасилование.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее... смерть потерпевшей... наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера. Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом - наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста ...несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо...употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера - наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя. Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора...повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, - наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ... совершенное в отношении... несовершеннолетнего...наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (Ст. 27)
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1. Убийство (ст. 139)
2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
3. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
4. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
5. Похищение человека (ст. 182)
6. Кражу (ст. ст. 205)
7. Грабеж (ст. 206)
8. Разбой (ст. 207)
9. Вымогательство (ст. 208)
10. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
11. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
12. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
13. Хулиганство (ст. 339)
14. Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
15. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся:
нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, также подлежит административной ответственности, но не по всем статьям УК РБ. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру:
опоздание на работу,
прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:
возмещение вреда, уплата ущерба.
В дошкольном учреждении необходимо развивать среду, которая расширяет безопасное пространство для несовершеннолетнего, позволяя тем самым развиваться и реализоваться в различных сферах своих интересов, разнообразить свой досуг. Наиболее широко в данном направлении в детском саду представлена внеурочная деятельность, учитывающая интересы и потребности современных детей. В учреждении действуют дополнительные образовательные услуги, осуществляются различные досуговые мероприятия, хорошо поставлен процесс организации спортивных мероприятий. Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что детский сад становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
Направления работы по предупреждению правонарушений родителей воспитанников:
• Профилактическая работа с родителями: проведение бесед, занятий по правовому просвещению и предупреждению правонарушений; родительские собрания с представителями правоохранительных органов; организация праздников;
• Организация совместной с воспитанниками досуговой деятельности: спортивных праздников; семинаров-практикумов; тематических вечеров; экскурсий, акций;
• Проведение родительских собраний, лекций, посещение семей на дому психологом, администрацией.
• Работа социально-психологической службы: диагностическая работа с детьми и их родителями; психолого-педагогические консультации для родителей и педагогов; коррекционно-развивающие занятия по налаживанию детско-родительских отношений.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди родителей несовершеннолетних эффективны проводимые Дни профилактики правонарушений. В рамках дней профилактики правонарушений проводятся беседы по ПДД, о здоровом образе жизни, пропаганда правовых знаний». Ведущую роль в организации сотрудничества нашего учреждения и семьи играют педагоги. Педагогами ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.