Экономическое воспитание

Экономическое воспитание дошкольников в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

Экономическое воспитание –  целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного  на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Основными задачами являются:

  • обогащать ребенка представлениями об элементарных экономических явлениях и понятиях;
  • способствовать формированию у детей 3 – 7 лет экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность и пр.);
  • вызывать интерес к результату своего труда, формировать представления о его значимости;
  • способствовать освоению норм и правил экономически грамотного поведения.

(читать далее)

свернуть

Формы и методы по формированию основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»,

  • играм: интеллектуальным, сюжетно-ролевым , дидактическим,
  • комплексно-тематическим занятиям,
  • чтению художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
  • развлечениям, драматизациям экономических сказок , вечерам досуга и пр.

1. Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

2. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

3. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

4. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

5. Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

6. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

7. Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию     детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

9. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Игра как средство экономического воспитания

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания

-проблемно-игровых,

-проблемно-практических,

-проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

Сказка как средство экономического воспитания

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

3.Чтение и обсуждение сказок об обмене.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

свернуть

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников

Значительное место при знакомстве детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказке. Такие сказки, как

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Тол­стого,

«Трое из Простоквашино» Э. Успенского,

«Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского,

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина,

«Федорино горе» К.И. Чуковского;

русская народная сказка «Теремок»,

русская народная сказка «Лиса и волк»,

венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др. используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хо­зяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилеж­ность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производ­ство», «распределение», «обмен» и др.).

И в народных, и в авторских сказках экономическое содер­жание развертывается перед детьми в виде проблемных ситу­аций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познаватель­ные навыки.

Сказка является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания лич­ностных качеств, эмоционального развития детей.

свернуть

Дидактические игры по экономическому воспитанию

Д/игра «Дороже – дешевле».

    Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Д/игра «Потребности».

   Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Д/игра: «Что можно купить, что нельзя»

    Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Д/игра «Профессии»

     Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Д/игра «Развези товары по магазинам»

Цель: развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

1-й вариант:  Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

Д/игра «Товарный поезд»

    Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Д/игра «Дороже – дешевле».

    Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Д/игра «Потребности».

   Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Д/игра: «Что можно купить, что нельзя»

    Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Д/игра «Профессии»

     Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Д/игра «Развези товары по магазинам»

Цель: развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

1-й вариант:  Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

Д/игра «Товарный поезд»

    Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Д/игра «Дороже – дешевле».

    Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Д/игра «Потребности».

   Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Д/игра: «Что можно купить, что нельзя»

    Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Д/игра «Профессии»

     Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Д/игра «Развези товары по магазинам»

Цель: развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

1-й вариант:  Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

Д/игра «Товарный поезд»

    Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

свернуть

Мультфильмы про экономию и бережливость

Мультипликационный фильм об экономии воды. Режиссёр: Александр Федулов. © ЭКРАН, 1987 г.

Мультипликационный фильм об экономии воды. Режиссёр: Борис Акулиничев, Ярослав Харечко. © ЭКРАН, 1982 г.

Мультипликационный фильм об экономии электроэнергии. Режиссёр: Вадим Меджибовский. © ЭКРАН, 1987 г.

Сатирически мультипликационный фильм о растратчиках электроэнергии. Режиссёр: Владимир Самсонов. © ЭКРАН, 1982 г.

свернуть